«Мешки ЧК» в Латвии изучит особая комиссия

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: flickr.com/jenniferboyer

В минувшую среду, 20 августа, на первое заседание собралась научная комиссия по исследованию документов КГБ. Комиссия создана на общественных началах, чиновников и государственных должностных лиц среди 18 её участников нет. Ее члены – историки, юристы, философы и социологи с докторской степенью. Собираться им предстоит вплоть до 2018 года, когда должны быть опубликованы документы Комитета госбезопасности. Какие именно - и предстоит решить членам комиссии, пишет rus.lsm.lv.

Комиссия появилась по распоряжению правительства. После того, как Сейм внес поправки в «Закон об использовании документов КГБ», в котором и был указан срок обнародования секретных архивов.

Комиссия должна работать с 15-го по 18-й год, но из-за опасений не успеть к сроку, начать решили уже в этом году.

«Этим заседанием мы официально начинаем работу, чтобы незамедлительно приступить к обобщению уже имеющихся научных исследований деятельности КГБ. Мы должны подготовить обзор публичных дискуссий о люстрации на протяжении последних 20 лет. Выяснить, какие документы КГБ интересовали общество больше всего, и какие документы есть в архивах. С архивами мы ознакомимся уже в этом году. И в этом году начнем информировать общество о проделанной работе. Пока у нас нет своей домашней страницы в интернете, будем размещать информацию на сайте министерства образования или сайте музея оккупации», - рассказал зампредседателя комиссии, доктор исторических наук Ритвар Янсонс.

Комиссия собирается доносить свои исследования до народа в печати и в интернете.

Это будут научные обобщения и сами документы КГБ. Какие именно, комиссии еще предстоит определить.

«Нельзя вынуть один документ, который касается одной области или одного человека. Задача комиссии – показать, как работал механизм тоталитарного контроля и репрессий в Советском Союзе, как Латвийская ССР подчинялась руководству СССР. Как эти приказы отдавались, и как выполнялись. Мы хотим уйти от стереотипов. Ну, например, что во всем виноваты агенты ЧК – информаторы. Их одних и обсуждали все эти 20 лет. А ведь они были только исполнителями – низшим уровнем системы. Нужно посмотреть на систему в целом – как приказы отдавались в Москве и Риге, как коммунистическая партия отдавала указания КГБ», - поясняет Янсонс.

Так называемые «мешки КГБ» - картотека агентуры Комитета госбезопасности - хранятся в Центре документации последствий тоталитаризма. В свое время финансирование центра урезали, присоединили его к Бюро по защите Сатверсме. Сотрудников осталось всего четверо. Изучать документы КГБ стало некому, да никто этого уже и не требовал. А тут такой вдруг интерес.

«Когда-то у нас был большой штат, и мы занимались исследовательской работой. Насколько хватало финансов и возможностей. Сейчас такой работы нет – нет людей, да это теперь и не входит в наши функции. Честно говоря, я не понимаю, что они там собираются исследовать. МВД уже проводило экспертизы – все документы аутентичные. И времени на изучение было достаточно. Неудобно, что они хранятся в разных местах. Разумно было бы собрать вместе и передать на хранение в одно учреждение. Но этого, к сожалению, нет», - удивляется руководитель центра Зинта Абола.

Может эта комиссия – предвыборный пиар Ритвара Янсонса, кандидата от Нацобъединения в депутаты Сейма? Во всяком случае, это его идея, уточняет Зинта Абола. Янсонс – ее бывший коллега, он работал в Центре документации последствий тоталитаризма. И он действительно один из авторов законопроекта «Об использовании документов КГБ».

В свою очередь, политолог Юрис Розенвалдс сомневается, что таким образом можно заработать политические очки. Интерес общества к этим документам уже не такой, как раньше.

«Мне не совсем понятно, что они будут там изучать. Потому что если «мешки ЧК» открываются – то изучить их сможет любой.

Я думаю, что открывать их надо было либо в самом начале, после чего последовала бы люстрация, либо забыть, особенно учитывая, что всех документов там нет. А самое объективное – было бы рассматривать эти документы через решения советских судов. Если кто-то получал сроки за антисоветскую деятельность на основании доносов – это имеет смысл», - отметил Юрис Розенвалдс.

Патронирует комиссию министр образования науки Ина Друвиете. Она намерена попросить у правительства денег на технические расходы – например для перевода бумажных архивных материалов в электронный формат. А для этого нужно купить технику. 250 000 евро в год хватит, посчитали члены общественной комиссии.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх